Религиозная Организация «Евангельский Христианский Центр Апостола Павла»

Ричард Фостер

Деньги, секс и власть

Что нам мешает жить дисциплинированно

Деньги, секс и власть

 

 

 

Призыв к дисциплинированной жизни

 

 

Ричард Фостер

 

========================================================================

Содержание 

Благодарность 

Предисловие 

 

1. Деньги, секс и власть с христианской точки зрения

 

Часть I: Деньги 

2. Темная сторона денег

3. Светлая сторона денег

4. Неправедное богатство – ради Божьего Царства

5. Обет простоты

 

Часть II: Секс 

6. Сексуальность и духовность

7. Сексуальность и жизнь вне брака

8. Сексуальность и брак 

9. Обет верности

 

Часть III: Власть

10. Деструктивная власть

11. Созидательная власть

12. Служение силы и власти

13. Обет служения

 

Эпилог: Исполняя обеты

Джеймс Кэтфорд: Послесловие (2005 г.)

 

 

Предисловие

 

 

Эта книга была написана в ответ на совершенно особую нужду. Принято считать, что такие темы, как молитва и поклонение, изначально окружены аурой духовности, в то время как разговоры о деньгах, сексе и власти, в лучшем случае, кажутся нам ужасно «мирскими». Работая над книгой, мне очень хотелось помочь читателю почувствовать, что, размышляя на эти «мирские» темы, мы вступаем на святую землю. Благочестие в вопросах денег, секса и власти – это проявление самой настоящей святости, а злоупотребление этими аспектами жизни оскверняет Божьи святыни.

Я стремился писать в духе благоговения и преклонения перед Богом, зная, что имею дело с сокровенными, священными вещами. Каждый день перед тем, как сесть за стол, я проводил некоторое время в размышлении над одним из псалмов и так постепенно прочитал всю Псалтирь. Я хотел с головой погрузиться в надежды и стремления псалмопевцев, ведь Псалтирь – это не что иное, как молитвенник христианской Церкви. Мелодии радости и красоты, поклонения и ликования, звучащие в псалмах, помогли мне по-новому взглянуть на вопросы денег, секса и власти. Тогда и только тогда я был готов писать на эти темы, столь близкие Божьему сердцу. Я надеюсь и молюсь, что чтение этой книги поможет вам не меньше, чем работа над ней помогла мне самому.

Я сразу хотел бы сделать одно пояснение по поводу употребления личного местоимения мужского рода по отношению к Богу. Надеюсь, все прекрасно понимают, что Бог не является божеством мужского пола в отличие от божества женского рода. Бог стоит выше половых обозначений, и в Его природу входит вся наша сексуальность со всеми ее различиями. Давным-давно, еще в XIV веке, Юлиана Норичская провозгласила: «Бог – наш Отец, но ничуть не меньше Бог – наша Мать». Библия полна мужских и женских образов, описывающих Бога. Однако что касается личного местоимения по отношению к Богу, здесь нам очень трудно выразить все Божье величие, и проблема тут не в Боге, а в нас. У нас слишком ограниченный язык. Можно, наверное, было бы заменить все местоимения, относящиеся к Богу, многоточиями или тире, но тогда текст получился бы семантически неуклюжим и эстетически неприемлемым. Поэтому я решил последовать общепринятому стандарту и употреблять личное местоимение мужского рода «Он» и «Его», хотя я прекрасно понимаю, насколько это неадекватно.

 

 

Ричард Дж. Фостер,

Февраль 1985 г.,

Квакерский университет

 

 

 

1

 

Деньги, секс и власть с христианской точки зрения

 

 

 

«Суета  искать богатства гибнущего и на него возлагать упование. И то суета  гоняться за почестями и подниматься на высоту. Суета прилепляться к желаниям плоти»  Фома Кемпийский

 

 

Сегодняшний мир отчаянно нуждается в том, чтобы верующие жили, оставаясь верными Богу. Это касается всех сфер человеческого бытия, но особенно всего, что связано с деньгами, сексом и властью. Никакие другие вопросы не являются столь универсальными и не задевают всех нас так глубоко. Никакие другие темы не переплетаются между собой так неразрывно и не вызывают такое количество конфликтов и противоречий. Никакие другие стороны человеческого существования не обладают такой силой нести в себе благословение или проклятие. И вряд ли мы сможем найти три другие вещи, к которым люди стремились бы столько же упорно и которые так же сильно нуждались бы в христианском осмыслении.

Вопросы денег, секса и власти подводят нас к сфере нравственного выбора. В этой книге я пытаюсь рассуждать о том, как выглядит этичная практика взаимодействия с этими тремя вещами, но не рассматриваю все возможные этические парадигмы и подходы к ним, как это можно было бы сделать, например, в учебнике этики. Вместо этого я надеюсь поразмышлять о важности этих трех вопросов в контексте современного общества и обозначить главные принципы решения тех нравственных дилемм, с которыми мы, последователи Христа, сталкиваемся каждый день.

Мне кажется, что, выбирая такой подход, я следую примеру Самого Христа. Иисус не давал подробных инструкций о том, как поступать во всех жизненных мелочах. Вместо этого Он поднимал ключевые вопросы Своего времени и показывал, какое значение имеет для них Евангелие, давая нам парадигму для спряжения всех остальных глаголов этического выбора.

Иисус уделял довольно много внимания вопросам денег, секса и власти. О деньгах и власти Он говорил больше, чем о сексе, по той простой причине, что тогда секс не был таким актуальным вопросом, каким стал сейчас. Однако сегодня нам обязательно нужно со всей решительностью обратиться к теме секса, потому что современное общество явно страдает от неумения любви-эроса подчиняться любви-агапе.

 

 

Почему деньги, секс и власть?

 

Возможно, вам интересно, почему я решил посвятить книгу именно вопросам денег, секса и власти. Все очень просто. На протяжении всей человеческой истории и, судя по нашему собственному опыту, эти три темы неразрывно переплетены между собой. Деньги дают власть, секс используется для приобретения денег и власти, а власть нередко называют лучшим афродизиаком. Их взаимодействие и взаимовлияние можно обсуждать очень долго. Возьмите, к примеру, связь между сексом и бедностью: для нищего секс – праздник, а для нищенки – это горе. Обратите внимание и на связь между властью и богатством: богатыми людьми можно манипулировать с помощью власти, но и власть, в свою очередь, нередко покупается за деньги. И так далее. На самом деле, вряд ли у нас получится до конца разобраться во всех сложных переплетениях денег, секса и власти  да, наверное, это и ни к чему.

Еще одна причина моего выбора состоит в том, что разговор на эти темы сейчас очень нужен. В современном обществе то и дело происходят скандалы на почве денег, власти и секса, и мне кажется, что настало время ответить на насущные вопросы, связанные с этими тремя сферами человеческого опыта. Христианам нужно еще раз, по-новому подумать, как выглядит благочестие в этих трех аспектах, да и тем, кто пока только подумывает о том, чтобы стать христианином, было бы неплохо знать, чего им ожидать от следования за Христом.

У меня есть еще одна, третья причина писать на эту тему. Всякое духовное возрождение в истории человечества неизменно сопровождалось четким и смелым учением по вопросам денег, секса и власти. Вспомните, например, бенедиктинцев, францисканцев или цистерцианцев; вспомните Реформацию, методистов, современное миссионерское движение и другие похожие группы. Когда в той или иной культуре начинается духовное пробуждение, оно всегда приводит к обновлению личной молитвенной жизни и этической практики. Сейчас нам чрезвычайно необходимо обновление личного духовного опыта, которое обладало бы подлинной этической силой.

 

 

Социальная значимость

 

Важно с самого начала увидеть, что все эти вопросы имеют далеко идущие последствия в социальном плане. Они имеют серьезное значение не только для личной жизни, но и для корпоративной и организационной культуры. Социальное измерение денег – это бизнес; социальное измерение секса – брак; социальное измерение власти – правительство.

Я использую термины «бизнес», «брак» и «правительство» в самом широком смысле. Бизнес  это деятельность, связанная с предоставлением земных благ и услуг, будь то на благо или во зло человечеству. Брак – это высшая форма человеческих взаимоотношений, создающая контекст либо для глубочайшей, интимнейшей близости, какая только возможна между людьми, либо для величайшего отчуждения, какое только может быть. Правительство – это дело организации людей, которое может привести либо к свободе, либо к тирании. Мы сразу чувствуем, насколько жизненно важными являются вопросы денег, секса и власти не только для каждого из нас лично, но и для всего общества в целом.

Бизнес, брак и правительство могут быть как высочайшим благом, так и катастрофой чудовищного масштаба. И факторы, способные перетянуть чашу весов с одной стороны на другую, куда многочисленнее и сложнее, чем характер задействованных в процессе людей. Наши проблемы никуда не денутся, даже если в бизнесе и в правительстве окажутся только очень хорошие, «правильные» люди. Нет, благочестие тут, конечно же, очень важно, и к нему следует стремиться, но само по себе оно еще не гарантирует того, что наши компании, организации и органы власти будут реально служить людям. Внутри самих организационных структур есть изначально присущие им деструктивные силы, которые нуждаются в Божьем преображении, чтобы действительно начать приносить человечеству благо.

 

 

Сексуальность и жизнь вне брака

 

 

 

«Кроме рая, уберечься от опасностей любви можно только в аду»  Кл. С. Льюис

 

 

Одна из самых сложных задач для современных христиан состоит в том, чтобы интегрировать сексуальность и духовность в контексте жизни вне брака. Не за горами день, когда людей, живущих вне брака, будет большинство. Конечно, есть молодые девушки и ребята, которые только задумываются о своей будущей семье. Есть и многие другие, кто оказался в одиночестве из-за трагической смерти супруга. Из-за еще более печальной реальности развода миллионы людей тоже оказываются в мире холостых и незамужних.

Церковь может оказать таким людям неоценимую поддержку, помогая им честно и благочестиво разобраться с их сексуальностью. Для этого нам нужно перестать думать, что у холостых, незамужних, вдов, вдовцов и разведенных нет сексуальных потребностей. На самом деле, у людей, живущих вне брака – особенно если они настоящие христиане – немало серьезных проблем и вопросов в области сексуальности. Можно ли христианам считать мастурбацию уместным средством сексуального самовыражения? Что делать с похотливыми чувствами, которые так часто овладевают нашим сознанием? Вообще, что такое похоть, и чем она отличается от нормального сексуального желания? И как быть с физическими проявлениями приязни? Можно ли с их помощью выстраивать здоровые дружеские отношения, или, рано или поздно, они всегда приводят к сексу? Кстати, говоря о сексе, почему такое колоссальное значение придается введению пениса во влагалище? Есть ли у нас реальные библейские основания запрещать половой акт вне брака, или все это  лишь социальные условности? Христианам, не состоящим в браке, приходится отвечать на эти и многие другие вопросы, когда они пытаются интегрировать свою веру и свою сексуальность.

 

 

Сексуальность и половой акт

 

Пожалуй, лучше всего начать с христианской точки зрения на сексуальность и половой акт. Иногда меня спрашивают: «А вы верите в секс до брака?» Я отвечаю: «Да и нет». С одной стороны, христианство говорит решительное «да», принимая и поддерживая человеческую сексуальность и ее внебрачные проявления. С другой стороны, христианство говорит решительное «нет» генитальным половым сношениям вне брака. Давайте попробуем понять причины такого двойного ответа.

Все мы – существа сексуальные, и нам никогда не следует это забывать или отрицать. Мы созданы по образу и подобию Божьему, мужчинами и женщинами. Важно помнить, что вся наша сущность и все наши поступки, в каком-то смысле, имеют сексуальное значение. Надо раз и навсегда опровергнуть абсурдное представление о том, что люди, живущие вне брака, являются бесполыми и лишены какой-либо сексуальности.

Сексуальность людей, не состоящих в браке, выражается в их способности любить и быть любимыми. Не все проявления близости заканчиваются свадьбой и генитальным сексом. Глубоко личная, интимная любовь не обязательно должна включать в себя половой акт, и способность любить является жизненно важной частью нашей сексуальности. Таким образом, человек, не состоящий в браке, должен иметь много здоровых отношений, где присутствуют подлинная любовь и забота. Глубокие отношения, отличающиеся взаимной приязнью, но не включающие в себя генитальных сношений, более чем возможны, и нам следует всячески их поощрять.

Сексуальность тех, кто не состоит в браке, выражается в потребности испытывать эмоциональное удовлетворение. Решение оставить генитальный секс для брака не означает, что нам придется полностью игнорировать свои душевные потребности. Близкая, теплая дружба – прекрасный способ утолить эти потребности и выразить свою сексуальность. Человек, живущий вне брака, более чем способен испытывать эмоциональное удовлетворение, и в этом отношении Церковь может оказать ему большую помощь, предоставляя контекст, где могут возникать и расцветать такие счастливые дружеские отношения.

Люди, не состоящие в браке, выражают свою сексуальность, когда учатся принимать и контролировать свои сексуальные чувства, не отрицая и не подавляя их. Дональд Гёрген писал, что «чувства нужны, чтобы их чувствовать, и сексуальные чувства не являются исключением». Отвергая их, мы отвергаем часть своей человеческой природы.

О платонической любви много говорят, но на практике ее почти не бывает. В большинстве случаев у близкой гетеросексуальной дружбы все-таки появляется эротическое измерение, и отрицать этот факт было бы просто глупо. Эти чувства нужно принять. Но «принять» вовсе не означает, что мы должны или можем действовать на основании этих чувств. Сексуальные чувства не должны нами обладать; мы должны их обладать ими. Было бы неверно полагать, что сексуальные желания не поддаются никакому контролю. Даже если я настолько рассердился, что готов убить своего обидчика, это не значит, что я пойду его убивать. Мы контролируем свой гнев, чтобы не убивать других людей; точно так же мы подчиняем себе и сексуальные влечения.

До сих пор мы говорили о том, как люди, не состоящие в браке, проявляют свою сексуальность. А что можно сказать об отрицательной части ответа на вопрос о сексе вне брака?

Как ни крути, альтернатив тут нет: библейское учение явно запрещает половые сношения вне брака. Возникает вопрос: Почему это так? Авторы библейских книг никогда особо не стеснялись говорить о сексе. Сама история о сотворении человека мужчиной и женщиной явно предполагает всецелое одобрение радостного и приятного секса. Песня песней Соломона воспевает секс как вершину чувственного наслаждения. Павел предостерегает мужей и жен, чтобы они не лишали друг от друга «супружеских прав». Так почему же сексуальные сношения разрешаются строго в рамках брачных уз?

Библейский запрет на половой акт вне брака основан на глубоко положительном принципе. Согласно авторам библейских книг, в результате полового акта между людьми возникает таинственная, уникальная связь «одной плоти». В Книге Бытия это сказано просто, но веско: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Когда фарисеи пытались втянуть Иисуса в один из самых противоречивых дебатов того времени – дебат о причинах развода, – Он напомнил им о понятии «одна плоть» из Книги Бытие и добавил: «Они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19:6). В Послании к ефесянам Павел также упоминает «одну плоть», когда призывает мужей любить своих жен, потому что «любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5:28). Его мысль очень проста: брак создает такой тесный союз, что оскорбить супруга – значит оскорбить себя.

 

 

 

11

 

Созидательная власть

 

 

 

«Единственное лекарство от любви к власти – это сила любви»  Шерри Макадам[1]

 

 

Есть власть, которая разрушает. Но есть власть, которая созидает, творит, дает жизнь, радость и покой и несет не рабство, а свободу, не смерть, а жизнь, не насилие, а преображение. Созидательная власть восстанавливает взаимоотношения и возвращает целостность. Это духовная власть, идущая от Бога.

Как выглядит созидательная власть? Вспомните, как Иосифа продали в рабство и бросили в тюрьму без малейшей надежды на освобождение, но потом он поднялся до положения второго человека в самой могущественной стране мира. Вот уж поистине, самое настоящее приключение! Духовная проницательность и политическая мудрость Иосифа помогли ему предотвратить самые худшие последствия страшной засухи. А в тот судьбоносный день, когда его братья – те самые, кто когда-то продали его в рабство, – пришли просить помощи, Иосифу пришлось пройти реальное испытание властью. Он мог бы легко им отомстить, но вместо этого использовал свою власть для примирения. В Писании сказано, что он «не мог более удерживаться», «громко зарыдал» и наконец «пал на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их» (Быт. 45:1-15). Какая замечательная история о том, как созидательная власть способствовала воссоединению разорванных отношения!

Творящая, созидательная власть восстанавливает отношения между людьми. Уильям Уилберфорс, христианин и политик, употребил все свое политическое влияние, чтобы добиться запрета работорговли во всей Британской империи. Как измерить все то добро, которое, в конечном итоге, принесли его многолетние усилия? Сколько семей в Африке остались целыми и невредимыми благодаря тому, что прекратилась жестокая охота на будущих рабов! А сколько сохранилось взаимоотношений! И подобные истории можно повторять снова и снова истории о том, как верные Богу христиане старались созидательно и творчески употреблять свою власть в сфере политики и бизнеса.

Как власть используется для восстановления отношений, можно увидеть и в обычной повседневной жизни. Мать, которая после ссоры или обиды справедливо и милосердно помогает своим детям во всем разобраться, попросить прощения и помириться, использует свою родительскую власть, чтобы восстановить отношения в семье. Директор школы, отменяющий ту или иную дегуманизирующую практику, вдыхает жизнь в сердца учеников. Пастор, помогающий воюющим друг против друга лидерам разрешить конфликт, использует свою власть, чтобы исцелить отношения в общине. Президент компании, исправляющий перерасход средств со стороны менеджера проекта, использует свою власть, чтобы восстановить честность, прозрачность и поставить весь проект на верные рельсы. Все мы каждый день сталкиваемся с сотнями возможностей поставить свою власть и влияние на службу примирения и восстановления.

 

 

 

13

 

Обет служения

 

 

 

«Христианин – абсолютно свободный господин всего вокруг и не подчинен никому. Христианин – абсолютно послушный слуга всех вокруг и подчиняется всем» – Мартин Лютер 

 

 

Для каждого верующего власть представляет собой настоящий парадокс. Мы любим ее и одновременно ненавидим. Мы презираем ее продажность и ценим добро, которое она несет. Мы хотели бы обходиться без нее, но знаем, что она является неотъемлемой частью человеческой жизни.

Такое двойственное отношение к власти находит свое решение в обете служения. Иисус взял сосуд и полотенце и, омыв ученикам ноги, навсегда определил смысл и функцию власти: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:14-15). В вечном Царстве Христа низкое становится высоким, высокое – низким, слабое – сильным, а служение – властью. Вы действительно хотите нести служение силы и власти? Вы хотите быть настоящим лидером и благословением для окружающих? Вы всерьез хотите, чтобы Божья сила исцеляла через вас людей? Тогда научитесь быть всем слугой. «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35). Служение силы и власти – это служение омовения ног.

Быть слугой – значит решительно отказываться от борьбы за власть, идущей в современном обществе. Мы не желаем слушать голоса, убеждающие нас: «В жадности нет ничего дурного… Если сам о себе не позаботишься, кто о тебе позаботится?.. В политике цель всегда оправдывает средства… Быть богатым – это всегда хорошо!..» Мы отказываемся пользоваться властью ради манипуляции и подавления. Мы не желаем запугивать людей символами статуса и престижа.

Быть слугой – значит принимать подлинную власть, направленную на благо всем. Мы поддерживаем власть, которая несет людям свободу. Мы ликуем, когда властью пользуются ради служения истине. Власть, подчиняющаяся замыслам и путям Божьим, – это великая радость.

 

[1] Шерри Макадам, моя бывшая студентка, написала это в своем экзаменационном эссе на тему «Первопроходцы духовной жизни».