Религиозная Организация «Евангельский Христианский Центр Апостола Павла»

под редакцией Тома Джонса

Как организовать новую христианскую общину?

Более 40 авторов, которые принимали практическое участие в основании новых церквей.

ОСНОВАНИЕ ЦЕРКВЕЙ ОТ А ДО Я

 

под редакцией Тома Джонса

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Предисловие
Зачем создавать церкви?
"Основатель церкви?.. Кто? Я?!!" Призвание к созданию новых церквей
"Сделай это вновь, Боже, сделай вновь!" Основание дочерних церквей
Создание церкви в городе: Призвание в город
Домашние церкви
Дополнительные возможности: мультитерриториальная церковь
Создание или воссоздание церкви – называйте как хотите!
Вопросы постмодернизма в создании новых церквей
Нужно организовать движение
Истинная ценность партнерства
Команда руководителей новой церкви
Организация команды по созданию новой церкви
Оценка создателя новой церкви
Вера и семья
"Покажите мне деньги!" Финансирование новой церкви
Коучинг: выход за пределы посредственности
Тяжкий труд контекстуализации
Мыслить стратегически
Планирование и управление
Маркетинг
Церковь в хлеву: помещения
Распространение Благой вести и основание новых церквей
Как создать динамичное детское служение
Проповедь в новой церкви
Поклонение
Воспроизводство библейский церквей
Развивая культуру руководства
Болезни роста: Разрешение конфликтов в новой церкви
Когда доходишь до предела в насаждении новых церквей
Второй этап в основании новых церквей
Заключение

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Недавно я возвратился из Монтаны, где читал цикл лекций, и там я побеседовал с молодым пастором. Он поделился со мной, что в его церкви несколько лет назад было 400 человек, в прошлом году количество посетителей снизилось до 200, а в этом году их стало опять почти 400 человек. «Что же происходит?» — поинтересовался я, видя такие перепады в численности посетителей. «Когда наша церковь выросла до 400 человек, мы основали новую церковь с численностью в 200 человек, а затем почти возместили все наши «потери» всего лишь за три года». 

 

Его история удивила меня. Этот пастор и основатель церкви вырастил церковь, создал новую общину, а затем опять увеличил численность своей церкви в одном из наиболее малонаселенных штатов в Америке. «Каковы твои планы на будущее?» — спросил я. Он улыбнулся и ответил: «Мы планируем повторять это вновь и вновь. Бог благословляет тогда, когда вы «отдаете» своих людей и свои ресурсы. Мы просто собираемся продолжать отдавать». 

 

У этого молодого человека не было возможности вести исследования в команде, как это делал я в прошедшее десятилетие. Но его практический опыт заслуживает доверия в той же мере, как и наши исследования, которые мы проводили на национальном уровне. Бог благословляет создание новых церквей. 

 

Одним из моих первых проектов было изучение успешных церквей в Америке. Мы обнаружили, что церкви, которые воспроизводят сами себя — в числе самых успешных в отношении достижения погибающих и не принадлежащих к церкви людей. 

 

Создание новой церкви — всегда важный момент. Библейское повествование о ранней церкви, конечно же, свидетельствует в пользу этого факта. Но сегодня открытие новой церкви — еще и решающий момент. В Соединенных Штатах приблизительно 400 000 церквей. Мы полагаем, что из них около 60 000 закроются в ближайшие 10-15 лет. Нам потребуется, по меньшей мере, 60 000 церквей, чтобы остаться хотя бы на нынешнем уровне. 

 

Но если бы церкви даже не закрывались, нам все равно нужны были бы новые общины. Дело в том, что новые церкви имеют тенденцию быть более эффективными в достижении людей для Христа, проникая в те области, которые не охвачены существующими церквями. Невозможно, обладая истинным желанием достичь мир для Христа, не иметь одновременно желания создавать новые церкви. 

 

Вы держите в руках книгу, которая стала неожиданностью для меня, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, я считал, что я неплохо разбираюсь в вопросе создания церквей. Но, когда я с жадностью прочитывал страницы этой книги, я с удивлением обнаружил, как многого я не знал! 

 

Я также был поражен высочайшим качеством каждой прочитанной мною главы. В большинстве книг, написанных разными авторами, качество материала варьирует от плохого до хорошего и очень хорошего. В этой книге каждая глава была хорошей или очень хорошей, или же очень, очень хорошей. В этой книге нет слабого звена. 

 

Изначально я планировал написать предисловие к книге «Создание церкви от начала» и поблагодарить Тома Джонса за возможность внести свой вклад. Но сейчас мои планы изменились. Как только я закончу написание этих слов, я отнесу рукопись на факультет по созданию новых церквей при семинарии, где я работаю в качестве декана. Я настоятельно советую всем преподавателям требовать прочтения этой книги от каждого студента, который планирует заниматься созданием новых церквей. Я также буду предлагать эту книгу в качестве обязательных для прочтения при изучении курса по церковному росту, который я преподаю. 

 

Эта книга является энциклопедией по созданию церквей. Каждая глава написана тем, кто знает своих людей. Это не теории «воздушных замков», которые, возможно, сработают. Все авторы писали на основе своего непосредственного опыта. Они побывали там, они делали это своими руками. И сейчас у вас есть возможность познакомиться с их видением в отношении большого количества вопросов по созданию новых церквей. 

 

 

 

 

 

СОЗДАНИЕ ЦЕРКВИ В ГОРОДЕ: ПРИЗВАНИЕ В ГОРОД

 

«Глас Господа взывает к городу» (Михея 6:9)

 

«Куда же вы?» Оставив церковь с 2000 прихожан, я присоединился к общине, в которой было всего 300 человек. Затем и из этой церкви я ушел, чтобы вместе с группой в 10 человек начать работу по созданию новой церкви. Кто-то сказал бы, что я сбился с пути. Но это не так. Создание церкви стало для меня самым главным событием в жизни! 

 

Городские церкви имеют уникальную возможность нести служение преимущественно среди израненных и сломленных жизнью людей. 

 

Привлечение городских жителей в церковь – свидетельство

 

Байкеры, расовое многообразие, наркотики и насилие с применением оружия — эти атрибуты городской жизни свидетельствуют о том, что создание церкви в городе — дело не для слабаков! Конечно, церкви должны служить израненным и сломленным жизнью людям, но городские церкви имеют уникальную возможность нести служение в основном среди таких людей. В качестве примера приведу свидетельство Кортни, американки африканского происхождения, которая начала посещать нашу новую церковь с момента ее создания. Вскоре после того, как Кортни вместо со своим мужем стали посещать церковь в Джорни, я попросил ее рассказать свидетельство. Вот что она поведала:

 

Привет, меня зовут Кортни. Моя жизнь коренным образом изменилась, когда мне было 14 лет. В возрасте, когда большинство девочек еще играют в куклы и ходят в школу, я лишилась девственности. Я была жертвой инцеста, и в течение 2-х лет я регулярно подвергалась насилию. Однажды я узнала, что забеременела. У меня должна была родиться девочка, но я боялась, что она родится больной. Несмотря на то, что мое тело претерпевало изменения, готовясь к родам, в душе я все еще была ребенком. Меня беспокоили серьезные вопросы — как жить дальше. 

 

Не зная, как справиться с инцестом, не имея профессиональной помощи, я пала до наркотиков и уличной жизни. Убежав из дому, я стала зависимой от наркотиков и секса. Чтобы выжить, я шла на все. Потом убили моего друга. Потрясенная этим убийством, я решила вернуться домой и изменить жизнь. Это было нелегко. Шесть раз я пыталась завести семью, но все мои попытки заканчивались неудачей. Ничего не получалось у меня и с карьерой. Однажды утром после ночи, проведенной в наркотиках, на которые я потратила 600 долларов, я обратилась в лечебный центр для того, чтобы избавиться от зависимости. Видите ли, у меня был наиболее опасный вид зависимости. Я была способна работать, и устраивала себе вечеринки только по выходным — до тех пор, пока я не опустилась совсем на дно. 

Медики и душепопечители говорили мне о Высшей силе, которая помогла бы мне справиться с зависимостью и эмоциональными проблемами. Они говорили о том, что я должна изменить образ жизни, сосредоточиться и работать по программе. Для того чтобы преодолеть зависимость, не существует волшебных пилюлей. 

 

Мне было интересно узнать о Высшей силе. В ходе интенсивного лечения, которое проводилось по отношению ко мне, как жертве инцеста, я узнала о Боге. Однажды вечером после дозы наркотиков мне захотелось стать чистой и измениться. Но я думала, что наладить свои отношения с Богом означает стать на всю оставшуюся жизнь серьезной и скучной, никогда больше не смеяться и не радоваться. В другой раз я хотела покончить жизнь самоубийством. Приставив к подбородку пистолет, я вдруг поняла одну важную истину: когда у тебя никого нет, кроме Бога, начинаешь понимать, что единственный, кто тебе нужен — это Бог. Впервые я стояла на коленях перед Тем, о Ком я ничего не знала, перед Тем, Кто был со мною в тот момент, пред Тем, кто умер за меня, чтобы я могла жить. 

 

Я опустила пистолет. Мне не хотелось умирать, мне хотелось жить, но я очень устала от душевной боли. В тот вечер я впервые в жизни оказалась в одиночестве. Моя семья жила в поселке, до которого нужно было добираться 14 часов. Мужчина, с которым у меня были отношения, уехал в другую страну. У меня не было знакомых в том городе. Я чувствовала себя заблудшей, растерянной и одинокой. У меня не было никого, кроме Бога. И поэтому я стала молиться. 

 

Впервые в жизни я обратилась к Богу лично через Иисуса Христа. В результате я обрела свободу. Через какое-то время я встретилась с людьми, которые мне показались ангелами. Они привели меня в церковь, проявили сострадание ко мне, молились за меня, учили, как молиться самой, читать Библию и возрастать в вере. Я часто задавала себе вопрос, для какой цели я приехала в Новый Орлеан. Теперь я знаю, зачем Бог привел меня сюда — для того, чтобы здесь я нашла Его. 

 

Несмотря на то, что пригородные церкви пытаются помочь таким людям, как Кортни, их общины более однородны — они состоят из людей, большинство из которых отличаются от нее. В городских же церквах, более разнородных, встречаются совершенно разные люди — разные по этническому, экономическому и социальному статусу, и потому туда легче прийти таким людям, как Кортни.

 

Сравнение городских и пригородных церквей

 

Городские и пригородные церкви нуждаются друг в друге. Как писал апостол Павел, «не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны» (1Кор. 12:21). В вопросе создания церквей мы не должны мыслить во взаимоисключающих категориях. Продолжая работать над созданием пригородных церквей в развивающихся населенных пунктах, мы должны создавать также сильные городские церкви в демографически изменчивых крупных городах нашей страны (и всего мира). 

 

Городские и пригородные церкви нуждаются друг в друге.

 

Городские и пригородные церкви могут и должны работать вместе по созданию церквей в городе. Пригородной церкви это поможет шире понимать, что такое Царство Божье, а также будет способствовать расширению миссионерского служения, предоставив возможность ее членам участвовать в краткосрочных миссионерских проектах по евангелизации городов. Городской церкви это партнерство может быть полезно тем, что обеспечит финансовую поддержку, в которой она нуждается, так как новые церкви в городе выходят на самоокупаемость намного дольше, чем пригородные. Это также даст возможность обеспечить учебу лидерам, которые, познакомившись с сильной руководящей структурой в пригородных церквах, смогут подобным образом организовать городские церкви. Церкви в городе должны рассматриваться пригородными церквами как «миссионерские точки», с которыми они сотрудничают в деле привлечения городского населения ко Христу. 

 

По сравнению с пригородными церквами, создание городских церквей имеет свои особенности. Чтобы понять, как создать более эффективные модели и какие методы использовать в городах для привлечения людей ко Христу, нужно провести более тщательное изучение культуры городской среды.  По мере изменения этнического и социоэкономического ландшафта нашей страны, должны меняться и наши церкви. Приведенная ниже таблица иллюстрирует некоторые отличия между городскими и пригородными церквами. 

 

 

 

КОУЧИНГ: ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ПОСРЕДСТВЕННОСТИ 

Чикаго Буллз («Чикагские быки») были легендарным баскетбольным клубом 90-х годов прошлого века. В команде было два из 50 величайших игроков за все время существования баскетбола. Тем не менее, только передача команды в 1992-м году Филу Джексону как основному тренеру, превратило эту не отличающуюся большой активностью команду Национальной баскетбольной ассоциации в династию. Тренер Джексон сумел объединить суперзвезд и игроков в сплоченную, целенаправленную команду, которая добилась исторических результатов.

Чикаго Кабс («Чикагские медвежата») не выигрывали бейсбольные Мировые серии с 1908 года. С 1948 по 2003 год, они даже не выиграли ни одного пост-сезона. Это объясняли разными причинами, начиная с «проклятия козла Билли» и заканчивая отсутствием истинной страсти в игре не по собственному желанию. Тем не менее, с приходом в команду опытного тренера и руководителя Дасти Бэйкера «медвежата» всего один раз взяли таймаут в последних иннингах незадолго до Мировых серий. Все, начиная с игроков и заканчивая фанатами, от средств массовой информации вплоть до руководства, согласились, что в 2003 году дела у «медвежат» пошли в гору благодаря тренеру. 

Постоянный, целенаправленный и регулярный коучинг приносит большую пользу руководителям. Тем не менее, в специфическом контексте новой церкви коучинг не должен рассматриваться как роскошь или факультатив, зависящий от наличия времени и средств. Скорее его нужно рассматривать как неотъемлемый элемент, необходимый для того, чтобы новый проект стартовал, вышел на нужную орбиту и принес хорошие результаты. Исход спортивного чемпионата, и, что еще важнее, успех церковного служения, ориентированный на вечность, зависят скорее от тренера, чем от игроков. 

Классические библейские взаимоотношения Савла из Тарса и Варнавы, записанные в первых главах книги Деяний Апостолов, удивительно поучительны. Иосиф с Кипра (прозванный Варнавой), очень хорошо умел влиять на людей. Он был наставником и тренером высшего уровня. Он увидел потенциал в Савле (апостоле Павле), в то время как другие руководители церквей держали его на расстоянии. Даже после его обращения на дороге в Дамаск (Деяния 9:1-31), после того, как он превратился в страстного защитника христианства, его продолжали бояться и избегать как руководители христианской церкви, так и иудеи. «Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам» (Деян. 9:27).

Не испугавшись очень непростого новообращенного, Варнава уделил ему внимание и поручился за него. Он постоянно направлял и терпеливо учил этого молодого даровитого «проповедника-предпринимателя», который позже будет назван величайшим в мире создателем новых церквей. Не случайно Варнаву назвали «сыном утешения» (Деян. 4:26). Это имя означает «того, кто призван помогать». Варнава был с Павлом в хорошие времена (Деян. 13:2) и в плохие (Деян. 13:50). Он чувствовал себя достаточно уверенно, чтобы не согласиться со своим протеже, «восходящей звездой» (Деян. 15:36). 

Наставничество — не новый феномен. Он настолько же стар, как и легенда об Одиссее, греческом царе, участнике Троянской войны (1287 г. до Р.Х.), который отдал своего сына наставнику для того, чтобы тот получил воспитание и образование. Тем не менее, желанное признание ценности наставничества в развитии лидерства и производительности служения пришло в последние два десятилетия. 

Тем не менее, желанное признание ценности наставничества в развитии лидерства и производительности служения пришло в последние два десятилетия. 

Коучинг — один из многих терминов, которым обозначают наставничество. В наставничестве, спектр которого варьирует от целенаправленного, активного вмешательства до случайного, пассивного участия, коучинг, конечно же, сильно склоняется в сторону активной части шкалы. Коуч обладает способностью стимулировать человека к эффективному использованию своих талантов. Хороший коуч знает все тонкости «игры» вдоль и поперек. Подобно ветеранам, он испытал на себе агонию и экстаз участия в «игре». Тем не менее, больше, чем кто-либо, он горит желанием помочь новым «игрокам» понять самую суть «игры», усвоить ее правила и получать наслаждение. Он хочет, чтобы «игра» продолжалась, даже когда он уйдет, и понимает, что лучший способ достичь этого — воспроизвести себя в новых лидерах.

 

 

ПРОПОВЕДЬ В НОВОЙ ЦЕРКВИ 

 

Среди молодых создателей новых церквей, с которыми я был когда-либо знаком, он был самым талантливым. Образованный, увлеченный, энергичный, он собрал великолепную команду для создания церкви в одном из влиятельных городов на Среднем Западе. Были разосланы приглашения, в количестве 50000, причем пять раз. Достаточно толковый, чтобы привлечь внимание свободной прессы, этот старший пастор добился первой полосы в газете. На первом служении присутствовали корреспондент и фотограф, планировался выход статьи. Детское служение было организовано по последнему слову техники, обеспечивая надежной защитой молодые семьи, посещающие церковь. Группа прославления репетировала до тех пор, пока не добилась такого звучания, как будто бы они уже многие годы были вместе. Все было готово к открытию. Все, кроме одного единственного, но незаменимого элемента — проповеди. 

 

По выражению лиц собравшейся аудитории, проповедь, произнесенная тем утром, была, мягко говоря, не самой лучшей. Ее нельзя было назвать даже хорошей. Это была просто проповедь. Когда я уходил, пастор спросил меня: «Ну, как все прошло?» Как-то, в начале моего служения, я резко раскритиковал первую воскресную проповедь одного очень способного создателя новой церкви. На том печальном опыта я убедился, что есть время говорить, но есть время и молчать. «В целом, отличное утро», – ответил я. Прошло несколько недель, прежде чем я решился поговорить более серьезно с тем молодым служителем. 

 

Когда через месяц мы встретились на конференции создателей молодых церквей, я спросил молодого человека, как он планировал то первое служение в церкви. Он осветил все подробности этапов планирования, начиная с самой идеи первого служения до последнего этапа – проведения пробного служения в четверг вечером перед первым воскресением. Я спросил, проповедовал ли он на том пробном служении. «Нет», – ответил он, — «у меня тогда еще не была готова проповедь. Я был слишком занят». «И сколько же часов вы работали над проповедью?», – спросил я. С застенчивой улыбкой молодой пастор ответил: «Честно говоря, я потратил на это три или четыре часа. У меня было много работы». 

 

Тогда я пригласил этого молодого человека в вестибюль гостиницы, поставил два стула, и мы сели напротив друг друга. «Как вы думаете, сколько часов вы и ваша команда вложили в планирование и подготовку к первому служению?», — спросил я. «В общей сложности, я бы сказал, сотни часов», – ответил он. Я продолжал: «И какой единственный элемент во всем служении занял самое большое количество времени?» «Проповедь», — ответил он. «Правильно. Сорок из шестидесяти пяти минут всего служения».

 

Придвинув стул ближе, я задал самый важный вопрос: «Вы считаете, что трех часов было достаточно для работы над частью вашего первого служения, занявшей более 60% всего времени? Если бы вы оценили ваш подробный план, вы бы поняли, что посвятили меньше всего времени тому, что занимает больше всего времени, и вероятно, является самым важным элементом во всем служении». В глазах молодого человека появилось выражение понимания, и мы проговорили с ним довольно долго.

Я закончил наш разговор такими словами: «Помните, ваша проповедь не может быть лучше вас, и подготовку к ней можно считать законченной только тогда, когда она станет частью вас – а этого не произойдет до тех пор, пока вы не переварите ее в себе, пока вы не почувствуете, что готовы проповедовать, так как она переполняет вас. Будь вы и семи пядей во лбу, вам никогда не удастся это сделать за три часа». 

 

 

Начните с главного

 

Сценарист и редактор рукописей Барт Гэвиджен говорит, что фильм корректировать легче всего в самом начале, когда есть только сценарий. Пусть плохая рукопись будет отвергнута с самого начала, ведь несмотря на то, что у вас замечательный директор и известные актеры, с которыми вы провели великолепную презентацию фильма, он будет похоронен в хранилищах. Почему? Потому что, когда все сделано и все сказано, главное заключается не в стоимости производства фильма, не в месте, где он снимался, не в бюджете и даже не в актерах. Главное – в самой истории. Великолепная история покроет множество продюсерских грехов. Но слабенькую историю не прикроешь никакими царскими всадниками, никакими царскими лошадьми. То же самое касается и проповеди. 

 

В 1990-м году в одной из больших церквей был проведен опрос, почему люди приходят туда вновь. Самым частым ответом было: «Потому что мне нравится пастор и его проповеди». Второй по частоте ответ звучал так: «Мне нравится поклонение». Ответ номер три: «Моим детям нравится церковь». Вот уже многие годы я слышу истории из жизни, подтверждающие эти наблюдения. В церковь приходят по приглашению друга и услышав хорошую рекламу. А возвращаются туда потому, что разделяют взгляды пастора и согласны с его проповедью. Нет более важного элемента в новой церкви, чем проповедь. Именно она определяет направление развития молодой общины.