Религиозная Организация «Евангельский Христианский Центр Апостола Павла»

Ричард Фостер

Молитва

Путь к истинному дому вашего сердца

МОЛИТВА:
ПУТЬ К ИСТИННОМУ ДОМУ СЕРДЦА

 

Ричард Фостер

 

 

Содержание

Возвращение домой: приглашение к молитве

Часть I  Устремляемся вглубь: поиск преображения, которое нам так нужно 

Глава 1 Простая молитва

Глава 2 Молитва оставленного

Глава 3 Молитва-испытание

Глава 4 Молитва слез

Глава 5 Молитва смирения

Глава 6 Молитва преображения

Глава 7 Молитва завета

Часть II  Устремляемся ввысь: поиск близости, которая нам так нужна

Глава 8 Молитва благоговения

Глава 9 Молитва покоя

Глава 10 Молитва-таинство

Глава 11 Непрестанная молитва

Глава 12 Сердечная молитва

Глава 13 Молитва-размышление

Глава 14 Молитва-созерцание

Часть III Устремляемся вширь: поиск служения, которое нам так нужно

Глава 15 Повседневная молитва

Глава 16 Молитва-прошение

Глава 17 Молитва-ходатайство

Глава 18 Молитва об исцелении

Глава 19 Молитва в страдании

Глава 20 Молитва со властью

Глава 21 Радикальная молитва

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 

 

 

Воистину, молитва – это всего лишь проявление любви.

Блаженный Августин

 

По милости Своей, Бог позволил мне заглянуть в Его сердце. О том, что я увидел, хочу вам рассказать. Его любящее сердце не покидает боль. Эта боль вызвана тем, что мы далеко от Него, и в наших умах и сердцах для Него нет места. Он скорбит о том, что мы не предпринимаем никаких попыток приблизиться к Нему, что мы забыли Его, что мы озабочены лишь обогащением и накоплением. А Он жаждет быть с нами. 

И Он приглашает вас и меня  вернуться домой, туда, где наше место, вернуться в тот дом, для которого мы и были созданы. 

Его руки широко распростерты, чтобы принять нас.  В Его сердце достаточно места для каждого. Мы слишком долго были на чужбине, там, где много суеты, шума и спешки, там, где правит наглость и где принято ходить по головам, там, где разбиваются мечты и где царит страх. И Он зовет нас домой, туда, где обитают радость и мир, дружба и общительность, искренность и открытость, принятие и поддержка.

Нам не нужно стесняться. Он приглашает нас в гостиную Своего сердца, где мы сможем надеть домашние тапочки и находиться с Ним без страха и стеснения. Он зовет на кухню Своего дружелюбия, где болтовня и тесто смешались в круговороте веселья и радости. Он приглашает в столовую Своей силы, где мы можем вкушать для радости нашего сердца. Он приглашает в кабинет Своей мудрости, где мы можем учиться, расти … и задавать любые вопросы. Он приглашает нас в мастерскую Своего творчества, где мы можем работать с Ним рука об руку, определяя исход событий. Он приглашает нас в спальню Своего покоя, где действительно можно обрести мир, где можно быть таким, какой ты есть, уязвимым и свободным. В то место, где можно достичь наивысшей близости, где мы познаем и где мы познаны во всей полноте.  

 

Ключ и дверь

 

Ключ от этого дома – Божьего сердца – это молитва. Возможно, раньше вы никогда не молились, за исключением тех случаев, когда вам было очень страшно или больно. Быть может, только тогда с ваших уст слетало Божественное имя в гневном возмущении.  Неважно. Я спешу заверить вас, что сердце Отца широко распахнуто, и Он приглашает вас войти. 

Возможно, вы не верите в молитву. Может, вы пробовали молиться, но были глубоко разочарованы… и все ваши иллюзии по поводу молитвы исчезли. Вам кажется, что веры осталось крайне мало, если она вообще есть. Неважно. Сердце Отца широко распахнуто, и Он приглашает вас войти.

Возможно, вы разбиты и раздавлены под прессом этой жизни. С вами обошлись несправедливо, жестоко. Жизнь принесла вам много боли и страданий. Неприятные, болезненные воспоминания не покидают вас. Вы избегаете молитвы потому, что чувствуете себя слишком одиноким, недостойным и разбитым. Не отчаивайтесь. Сердце Отца широко распахнуто, и Он приглашает вас войти.  

Возможно, вы молились на протяжении многих лет, но со временем слова остыли. Это стало случаться все реже, и сейчас вы практически не молитесь. Бог кажется далеким и недоступным. Послушайте меня: сердце Отца широко распахнуто, и Он приглашает вас войти.

Возможно, молитва – это то, что доставляет вам радость в жизни. Вы живете в божественном присутствии и можете засвидетельствовать о Его благости. Но вы жаждете чего-то большего: больше силы, больше любви, больше Божьего присутствия в своей жизни. Поверьте мне: сердце Отца широко распахнуто, и Он ждет, чтобы вы глубже познали Его. 

Если молитва — это ключ, то дверь – это Иисус Христос. Насколько благ к нам Бог, что даровал нам путь в Свое сердце. Он прекрасно знает, насколько мы упрямы и своевольны, но Он открыл нам доступ. Иисус Христос прожил праведную жизнь, умер вместо нас и воскрес, победив все силы тьмы, чтобы и мы могли иметь жизнь через Него.  

Это воистину благая весть. Нам уже более не нужно оставаться на чужбине вдали от Бога из-за нашего неповиновения. Мы можем войти через дверь Божьей благодати и милости в Иисусе Христе. 

 

Суть молитвы

 

Эта книга написана с целью помочь каждому раскрыть для себя многогранное сердце Бога. В ней речь не пойдет об определениях молитвы, особых терминах или аргументах, касающихся молитвы, хотя и этому есть свое место. Цель книги не в том, чтобы описать методы или техники молитвы, хотя мы коснемся и этого. Нет, эта книга посвящена взаимоотношениям, основанным на любви, способным выстоять в любых обстоятельствах, которые будут продолжаться вечно, взаимоотношениям с великим Творцом нашей Вселенной. Эта всепоглощающая любовь ожидает отклик. Любовь и есть суть молитвы. Чтобы быть подлинными молитвенниками мы должны иметь подлинную любовь. В «Сказании о старом моряке» Сэмюэль Колридж пишет, что «тот хорошо молится, кто хорошо любит».  Колридж, несомненно, заимствовал эту идею из Библии, так как страницы этой книги написаны языком Божественной любви. Истинная молитва рождается не в устах, а в любящем сердце. Именно поэтому так много любви в великих произведениях, посвященных молитве. «Троица», – пишет Юлиана Норвичская, — «наша вечная любовь».  «О любовь моя!» – восклицает Ричард Ролл, – «О моя Отрада! О моя Арфа! О мой Псалтырь и мой Гимн! Когда услышишь меня в скорби моей? О опора моего сердца, когда придешь ко мне?» «Иисус, любовь моей души», – заявляет Чарльз Уэсли, —  «позволь припасть к твоей груди». 

Однажды мой друг прогуливался по торговому центру со своим двухлетним сыном. Ребенок вел себя очень плохо: капризничал и упрямился. Как только не пробовал раздосадованный папа успокоить своего сына, который отказывался его слушаться. Затем, движимый неким побуждением, он крепко обнял малыша, нежно прижал его к груди и начал петь импровизированную песню о любви. Никой рифмы не было. Он не попадал в ноты. Но как мог, отец стал изливать свое сердце: «Я люблю тебя», – он пел, – «я так рад, что ты мой сын. Благодаря тебе, я счастлив. Я обожаю, когда ты смеешься». И так они шли от одного магазина к другому. Вполголоса отец продолжал петь мимо нот, не попадая в рифму. Ребенок успокоился, слушая эту странную и одновременно замечательную песню. Наконец, они купили все, что было нужно, и пошли к машине. Когда отец открыл дверь и был уже готов посадить сына в его кресло, малыш поднял голову и просто попросил: «Спой мне так еще, папа! Спой еще!»

Молитва в чем-то похожа на это. В простоте сердца мы позволяем себе оказаться в объятьях Отца и даем Ему возможность спеть о Его любви к нам. 

 

Дорогой Бог, я очень благодарен Тебе за Твое приглашение, за то, что Ты открываешь для меня Свое любящее сердце. Стараясь изо всех сил, я иду навстречу Тебе. Спасибо, что принимаешь меня.  Аминь. 

 

 

ГЛАВА 1
ПРОСТАЯ МОЛИТВА

 

Молись как можешь, а не как надо.  

Джон Чепмен 

 

Современный человек жаждет молитвы и избегает ее. Молитва влечет его и отталкивает. Ему уверен, что должен и что даже хочет молиться, но стоит ему приступить к молитвой как между ним и молитвой словно вырастает какая-то бездна, в которой тонет любая молитва. 

Что же мешает нам наладить полноценную молитвенную жизнь?  Может быть занятость на работе или семейные дела? Понятно, что все это — лишь второстепенные причины. Ведь мы никогда не против отложить свои дела, чтобы поесть, поспать или заняться сексом. Нет, проблема здесь гораздо глубже и намного серьезней, чем кажется на первый взгляд. В действительности на отсутствие молитвы влияет много причин, и все их мы рассмотрим в свое время. Сейчас же обратим внимание на причину, которая требует незамедлительного рассмотрения. Есть довольно распространенное мнение, присущее современному миру с его постоянно растущими требованиями и ожиданиями, — что молиться можно лишь когда у нас «все в порядке». То есть прежде, чем по-настоящему помолиться, нужно навести в жизни порядок, разобраться во всех философских вопросах, касающихся молитвы, освоить все стороны молитвенной практики и изучить древние традиции. Но так мы никогда не подойдем к собственно молитве. Это не значит, что все эти вопросы не стоит изучать, или что на их решение не следует тратить время. Просто, начиная с этих вопросов, мы подходим к молитве не с того конца — ставим, так сказать, телегу впереди лошади. Проблема заключается в том, что мы думаем, что разобраться с молитвой можно также как мы разбираемся с задачками по алгебре или с поломками в машине. Такой подход, конечно, возвышает нас в собственных глазах, нам кажется, что мы способны все держать под контролем. В молитва же, наоборот, человек призван склониться, смирить себя, сознательно и добровольно оставить попытки контролировать собственную жизнь, признать себя зависимым и ограниченным.  «Молиться», — по словам Эмили Гриффин, — «значит согласиться стать открытым». 

Раньше я думал, что прежде склониться перед Богом в настоящей молитве нужно сначала разобраться в себе. Например, анализируя свою молитву после молитвенной группы, я думал: «Какой же я все-таки эгоист, нельзя же так молиться!». И тогда я принимал решение не молиться до тех пор, пока мои мотивы и желания не станут чище. Мне не хотелось быть лицемером, я осознавал, что Бог — святой и праведный, а молитва — это не заклинание и не средство для получения личной выгоды. На деле же весь этот самоанализ лишь сковывал мою молитвенную жизнь. 

Правда заключается в том, мы все подходим к молитве со смешанными мотивами, с самоотдачей и самолюбием, милостью и ненавистью, любовью и горечью. Откровенно говоря, по эту сторону вечности мы никогда не сможем отделить хорошее от дурного, чистое от нечистого. Но мы должны понимать, что Бог настолько велик, что может принимать нас такими, какие мы есть. Нам необязательно быть идеальными, чистыми, исполненными верой. Именно в этом и заключается благодать, и мы не только получаем спасение по благодати, но и живем по благодати. И молимся мы тоже по благодати. 

 

 

ГЛАВА 5

МОЛИТВА СМИРЕНИЯ

 

Дух учит меня подчинять волю мою целиком воле Отца. Он открывает уши мои, чтобы я мог ожидать в глубоком смирении и прилежании души все то, что Отец в этом дне будет говорить и чему Он будет учить. Он показывает мне, что единение с волей Божией — это единение с Самим Богом, что полное подчинение Божьей воле — это требование Отца, это пример, показанный Сыном, и это истинное благословение для души. 

Эндрю Мюррей

 

По мере того, как мы учимся молиться, мы обнаруживаем одну интересную прогрессию. В начале наша воля конфликтует с волей Божьей. Мы просим. Мы выражаем недовольство. Мы требуем. Мы ожидаем, что Бог проявит Себя как некий волшебник или одарит нас подарками, как Дед Мороз. Мы ожидаем мгновенных решений и проявляем изобретательность в молитвах, в которых просто пытаемся манипулировать Богом.   

Какой бы трудной ни была бы эта борьба, нам не следует сдаваться или избегать ее. Это необходимо для нашего возрастания. Это начальная стадия роста, подобно тому, что прежде, чем стать взрослым, необходимо пережить стадию детства. Взрослый может рассуждать лучше ребенка и может брать на себя тяжелое бремя, так как его мозг и мускулы более развиты, но ребенок ведет себя так, как от него и ожидается в его возрасте. Подобное происходит и в духовной жизни. 

Однако со временем мы научимся при помощи Божьей благодати отпускать свою волю и погружаться в волю Отца. И именно молитва смирения помогает нам пройти весь путь от конфликтов и несогласия до оставления своих бастионов и полного подчинения. 

 

Урок из рекламы

 

Я бы хотел попытаться нарисовать в вашем воображении визуальный образ молитвы смирения. Вначале я хотел бы рассказать вам одну небольшую историю – вы потом поймете, какое отношение она имеет к обсуждаемой нами теме. Одна моя знакомая, которая работает в социальной сфере и проживает в другом городе, раньше часто просила меня приехать к ней в город и провести семинар для нее и ее коллег о молитве, исцеляющей душу. Я всегда ей отказывал, так как знал, что в ее городе есть достаточно подготовленные люди, которые могли бы вместо меня прекрасно справиться с этой задачей. Но она настаивала. Наконец я ей сказал: «Давай будем молиться об этих планах, связанных с моим приездом. Вот что я бы хотел, чтобы ты делала. Возвращайся домой и, кроме Бога, больше никому не говори о моем возможном приезде. И если за неделю не менее шести человек скажут тебе о своем желании, чтобы я провел этот семинар, то мы будем знать, что в этом Бог, и я приеду». Она согласилась. 

Пожалуйста, поймите меня правильно. Я не надеялся что-то услышать от Бога, я просто хотел таким путем избавиться от приглашения ехать в другой город и проводить там семинар! Спустя всего лишь четыре дня она позвонила мне и сказала: «После того, как я вернулась домой, ко мне подошли уже двенадцать человек!» Я сам стал заложником своего решения и начал планировать свой приезд. 

На семинар записалось около пятнадцати социальных работников. Мы собрались в доме моей знакомой. Уже в первый вечер один мужчина прямо заявил: «Будьте терпеливы со мной: я просто не такой, как вы». Так он пытался дать нам понять, что он не христианин, и вся группа его великодушно приняла.