Религиозная Организация «Евангельский Христианский Центр Апостола Павла»

Джеймс Смит

Пятикнижие

Актуальный комментарий для современного читателя

ПЯТИКНИЖИЕ

Актуальный комментарий для современного читателя

 

Джеймс Смит

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
1. Пять книг Моисея

КНИГА БЫТИЕ
2. Знакомство с Книгой Бытие
3. Животворящее слово Бога
4. Венец творения
5. Падение царя
6. Два семени
7. Великий потоп
8. Бог и народы
9. Путь веры
10. Утешение посреди невзгод
11. Божественная и человеческая мудрость
12. Суд над Содомом
13. Испытание и триумф
14. Вехи патриарха
15. Проблемы в семье
16. Иаков в изгнании
17. Возвращение в Вефиль
18. Изо рва во дворец
19. Последние дни Иакова

КНИГА ИСХОД
20. Знакомство с Книгой Исход
21. Рабство Божьего народа
22. Противостояние с фараоном
23. Конфликт с Египтом
24. Смерть и освобождение
25. Проблемы на пути в Ханаан
26. Закон Божий
27. Трагедия с золотым тельцом
28. Место, где обитает Бог

КНИГА ЛЕВИТ
29. Знакомство с Книгой Левит
30. Путь к Богу
31. Действие Бога
32. Хождение с Богом
33. Поклонение Богу

КНИГА ЧИСЛА
34. Знакомство с Книгой Числа
35. Подготовка к походу
36. Бедствие у Кадеса
37. Долгие годы в пустыне
38. Двуликий пророк
39. Неоконченное дело

КНИГА ВТОРОЗАКОНИЕ
40. Знакомство с Книгой Второзаконие
41. Воспоминания о Божьем водительстве
42. Любить Бога любви
43. Подготовка к жизни в обетованной земле
44. Дополнительные законы для новой земли
45. Последние слова Моисея

Примечания
Таблицы и диаграммы
Иллюстрации
Библиографии

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ 

 

В основе термина «пятикнижие» лежит греческое слово, означающее «пятитомная книга». Этот термин употребляется для обозначения первых пяти книг Ветхого Завета, которые с древнейших времен рассматривались как пять частей одного произведения. Иудеи называют их Тора, что означает «повеления» или «закон», поскольку большая часть этих книг описывает закон, данный им Богом. 

В Пятикнижии содержатся основы библейского откровения. В нем Бог предстает Творцом, а человек – падшим творением. Оно повествует о первых этапах Божьего замысла искупления: избрании Аврама, исходе из Египта и завете на горе Синай. 

Написано немало комментариев, посвященных Пятикнижию, так зачем же еще одна книга на эту тему?  Но если говорить о достойном учебнике по Пятикнижию для библейского колледжа, то тут существует определенный дефицит.  Подобные издания  либо слишком кратки (например, Эллис «Пять книг Моисея»), либо научны (Гамильтон «Руководство по Пятикнижию»). Превосходные труды Джона Девиса («От рая до темницы» и «Моисей и боги Египта»), к сожалению, охватывают лишь первые две книги Пятикнижия.

Учитывая содержание Пятикнижия, написание учебника вызывает определенные трудности. Необходимо охватить огромное количество материала. Этот раздел Священного Писания включает 187 глав – около 20% всего Ветхого Завета и около 15% всей Библии. Более того, текст изобилует трудными для толкования местами, по  которым не достигнуто единство во мнениях. Пытливый читатель, пытающийся не отстать от развития науки, придет в отчаяние от непрекращающегося потока научных статей и монографий на эту тему.      

Есть еще одна трудность, которую необходимо преодолеть при написании учебника по Пятикнижию. Учебник должен вызывать интерес и быть актуальным для современного читателя. За исключением нескольких историй из книги Бытие, большая часть Пятикнижия остается неизвестной среднему выпускнику воскресной школы. По поводу заповедей Пятикнижия существует немало предубеждений. Зачем сметать пыль с этих изречений, относящихся к глубокой древности? Зачем кому-то, кто живет в условиях Нового Завета, пытаться пробираться через эту высушенную пустыню? И перед автором, решившим написать учебник по Пятикнижию, стоит сложная задача: необходимо оживить эти книги! Показать их актуальность. Помочь читателю увидеть в них вечные принципы, данные Богом через закон Моисея. 

Автор этой работы впервые познакомился с Пятикнижием на занятиях доктора У.У.Уинтера в библейском колледже Цинциннати. Учебником тогда служил трехтомник С.Ф.Кайла. От студентов ожидалось, что они, пользуясь учебником С.Ф.Кайла, ответят на все вопросы в «Рабочей тетради по Пятикнижию», составленной МакГарви. На еженедельных занятиях эта дисциплина преподносилась как серьезное научное исследование.  К сожалению, немецкий ученый, гений девятнадцатого столетия, оказался далек в понимании для первокурсников библейского колледжа. 

Данная работа задумана как введение в Пятикнижие для студентов библейских колледжей. В свете сформулированной цели в ней не ставилась задача ответить на все заявления современного критицизма. Студенты должны вначале изучить то, что эти книги Библии говорят о себе сами. И уже затем браться за нелегкое дело, пытаясь разобраться в том, что написали о них люди. Как следствие, лишь малая часть данной работы посвящена рассмотрению теорий Юлиуса Вельхаузена и Германа Гюнкеля, а также других ученых, которые стих за стихом извратили то, что в Библии написано о ней самой. Несмотря на то, что прежние теории в последнее время были подвергнуты серьезным изменениям, большинство ученых и авторов, изучающих Пятикнижие, продолжают считать, что эти книги не могут служить верным описанием ранней истории Израиля. 

Данная работа была написана с позиции человека, верного традиционному взгляду относительно авторства Пятикнижия. Эта точка зрения была принята не по причине незнания аргументов и взглядов современных критиков. Автор провел пять лет в университете Реформатского Иудаизма, где в каждой дисциплине отражался негативный взгляд на Пятикнижие. В эти годы был пройден курс, получивший популярное название «Опятикниживание», в котором систематично раскрывались философские, исторические и экзегетические предпосылки современных взглядов. Этот курс лишь убедил автора в том, что документарная теория Пятикнижия построена на зыбком основании. 

Семнадцатилетний опыт преподавания основ еврейской истории в христианском колледже Флориды помог сформировать твердые убеждения в вопросе выбора необходимого материала при составлении пособия данного уровня. Эти убеждения и отражены в содержании книги.   

Для удобства использования этой работы в качестве учебника материал всей книги разбит на 45 глав примерно одинакового размера. Каждая глава задумана как отдельный урок. Для каждой главы сформулированы цель и тема.  Для наглядности в книгу добавлены сорок пять таблиц, четырнадцать карт и восемь рисунков. Четырнадцать библиографий помогут читателю провести более глубокое исследование. 

Автор признателен бесчисленному количеству ученых, проводивших исследования в области Пятикнижия. Были использованы различные комментарии, обзоры и критические труды. Там, где автор цитировал эти труды, приведены соответствующие источники.   

Особую благодарность автор выражает своему секретарю Карен Макниили и библиотекарю христианского колледжа Флориды Линде Старк. Они обе проделали большую работу, вычитывая манускрипт книги. Тина ВанДюк помогла в создании некоторых таблиц, иллюстрирующих текст. 

 

 

 

ПЕРВАЯ ГЛАВА

ПЯТЬ КНИГ МОИСЕЯ

 

ЦЕЛЬ ГЛАВЫ: Краткое знакомство с Пятикнижием. 

 

ТЕМА ГЛАВЫ: Древние книги для современного человека. 

 

Первые пять книг Ветхого Завета с древнейших времен рассматривались как единое литературное произведение. Собрание этих книг было известно как Тора («закон») или Пятикнижие («пять свитков»). В Новом Завете эти пять книг упоминаются как «закон Моисеев» (Лк. 24:27) или просто как «Моисей» (Мк.7:13; Ин. 5:46,47). Иисус указывает на Божье авторство этих книг, называя их «словом Божьим» (Мк. 7:13).

Важность Пятикнижия вряд ли можно переоценить. Этот раздел Священного Писания имеет историческую ценность. В нем содержатся повествования о самых ранних этапах истории человечества. Пятикнижие имеет богословскую ценность. В нем объясняется затруднительное положение одного народа. В этих книгах раскрываются происхождение греха и необходимость искупления через пролитие крови. Пятикнижие имеет научную ценность. Здесь Творец открывает нам подробности сотворения земли, которые невозможно получить опытным путем.  Пятикнижие имеет юридическую ценность, ибо в нем содержится один из древнейших законов, который, несомненно, сыграл важнейшую роль в формировании юридических систем нашего мира. Пятикнижие также имеет социологическую ценность. Эти пять книг раскрывают происхождение главной ячейки общества – семьи. 

В этой главе освещаются такие вопросы, как (1) пределы, (2) авторство, (3) структура, (4) целостность, (5) хронология, и (6) учение этих первых пяти книг Ветхого Завета. 

 

 

ПЕРЕДЕЛЫ ПЯТИКНИЖИЯ

 

Пятикнижие состоит из пяти книг, разделенных на 187 глав. Оно составляет немногим более 20% всего Ветхого Завета. Чтобы прочитать текст, равнозначный по объему Пятикнижию, необходимо прочитать Евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна, Деяния Апостолов, Послание к Римлянам, 1-е и 2-е Послания к Коринфянам, Послания к Галатам и Ефесянам. 

Совершенно ясно, что пять книг Пятикнижия были изначально задуманы как отдельные произведения, на что указывает Бревард Чайлдс.  Особенность книги Бытие и ее отличие от остальных четырех заключается в том, что структурой книги служит генеалогическое древо («вот родословие…»). Книга Бытие описывает историю одной семьи, но все же эта история неразрывно связана с историей всего израильского народа, которая берет начало в следующей книге. 

Книга Исход начинается с повторения событий, описанных в книге Бытие. Это говорит о том, что она была задумана как отдельное литературное произведение (сравните Исход 1:1-5 и Бытие 46, начиная с 8 стиха). Завершается же она описанием строительства скинии и той важной роли, которая отведена ей в будущих странствованиях Божьего народа. 

Место действия в книге Левит то же, что и в книге Исход, однако по структуре эти книги различаются. Книга Левит посвящена теме исполнения обрядовой системы, установленной в Исходе. Книга разбита по темам, логическая последовательность и хронологический порядок которых зачастую отличаются от книги Исход. Книга Левит имеет ярко выраженное заключение, что отделяет ее от следующей книги Пятикнижия.   

Книга Чисел посвящена описанию законов и постановлений, по которым должны были жить евреи во время странствования. Она начинается с точной даты повествования, что указывает на начало нового раздела. Если в книге Левит Божий народ располагался станом у горы Синай, то в книге Чисел они ведут свой путь от Синая к Кадесу, и далее, к равнинам Маовитским. Книга Чисел также имеет заключение, которое отделяет ее от последней книги Пятикнижия. 

События в книге Второзаконие начинают разворачиваться в том же географическом месте, что и в заключительных главах книги Чисел. Но все же между этими книгами виден резкий переход. Последняя книга Пятикнижия имеет ясно выраженные введение и заключение. Гомилетический стиль этой книги позволяет рассматривать ее как самостоятельное произведение. 

 

 

 

ДЕВЯТАЯ ГЛАВА

ПУТЬ ВЕРЫ 

Бытие 11:10-13:4

 

ЦЕЛЬ ГЛАВЫ: Показать сходство между путешествием Аврама и путем христианина. 

ТЕМА ГЛАВЫ: Хождение по вере. 

 

Аврам жил за два тысячелетия до Христа. Его примерную дату рождения можно вычислить в пять шагов. (1) Известна дата царствования Соломона. Четвертый год его царствования пришелся на 967 год до н.э. Согласно 3 Царств 6:1, к этой дате надо прибавить 480 лет, чтобы получить дату Исхода: 1447 год до н.э. (2) Израиль пробыл в Египте 430 лет (Исход 12:40). Прибавляя 430 лет к 1447, можно определить дату прихода Иакова в Египет: 1877 год до н.э. (3) Иакову было 130 лет, когда он предстал пред фараоном (Быт 47:9). Следовательно, прибавив 130 лет к 1877, можно получить год рождения Иакова: 2007 год до н.э. (4) Исааку было 60 лет, когда у него родился Иаков (Быт 25:26). Прибавляя 60 к 2007 году до н.э., получается год рождения Исаака – 2067 год до н.э. (5) Аврааму было 100 лет, когда родился Исаак (Быт 21:5).  Прибавляя 100 к 2067 году до н.э., получается год рождения Аврама – 2167 год до н.э.

С Аврамом Бог предпринял новый шаг в истории искупления.  За описанием периода, предшествующего призыву Аврама, следует описание пути веры этого великого мужа. 

 

КОРНИ ОСОБОГО НАРОДА

Бытие 11:10-32

 

Согласно предсказаниям Ноя, семиты должны были находиться в особых отношениях с Яхве. Кратко описав поколения между Ноем и Фаррой, автор фокусирует внимание на потомках Фарры. 

 

А. Потомки Сима (11:10-26).

 

В таблице №11 показаны даты жизни восьми поколений потомков Сима. По меньшей мере, одно имя, Каинан, встречается в Септуагинте, но отсутствует в еврейском тексте. Лука (3:36) принимает Каинана как легитимное звено в генеалогической цепи. 

 

Б. Потомки Фарры (Быт 11:27-30).

 

У Фарры было трое сыновей: Аран, Нахор и Аврам. Аврам приведен в 11:26 первым по причине его духовного превосходства, но, как будет видно далее, первенцем Фарры был Аран. К тому моменту, когда вся семья отправилась в судьбоносный путь из Ура Халдейского, Аран уже умер. Библейский автор посчитал важным упомянуть, что Аран умер прежде своего отца. При обычном ходе жизни сыновья должны хоронить отцов, но не наоборот. 

 

Таблица №11

 

 

ХРОНОЛОГИЯ ПРЕДХАНААНСКОЙ ЭПОХИ  

 

От потопа до призыва Аврама

 

СИМ               98 лет, когда окончился потоп; 100, когда родился сын     ум. в 600 лет

 

 

АРФАКСАД                                                 ум. в 438

 

35

ЕВЕР                                          ум. в 433

 

30

САЛА                                              ум. в 464

 

34

ФАЛЕК                  ум. в 239

 

30

РАГАВ                ум. в 219

 

32

СЕРУХ             ум. в 230

 

30

НАХОР  ум. в 148

 

29

ФАРРА                     ум. в 205

 

130

АВРАМ                                                                                                           

 

 

 

 





















 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ ГЛАВА 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КНИГОЙ ЛЕВИТ

 

 

ЦЕЛЬ ГЛАВЫ: Показать значимость книги Левит для современного верующего. 

ТЕМА ГЛАВЫ: Бог ожидает святости! 

 

Книга Левит – самая короткая из собрания трудов Моисея, в ней 27 глав, 859 стихов и 24546 слов. Один исследователь пренебрежительно отметил: «Книга Левит – это куча пыли, в которой зарыта одна единственная жемчужина – «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18)». Невнимательному читателю книга Левит действительно может показаться кратким изложением той части Ветхого Завета, которая не имеет никакого значения для современной жизни. Ведь эта книга полна подробными описаниями древних обрядов, которые вот уже почти две тысячи лет никем не исполняются. Христианское богословие утверждает, что все эти церемонии были упразднены раз и навсегда жертвой Иисуса Христа. Как и предполагает название, эта книга служила руководством для священников до того, когда по замыслу Бога ветхозаветное священство было заменено священством всех верующих во Христе. Так зачем же изучать книгу Левит?

Третья книга Библии, наверное, самая менее читаемая из всех шестидесяти шести книг. Можно предположить три причины, объясняющие такое отношение к книге Левит: (1) Некоторые полагают, что невозможно извлечь из приводимых в ней обрядов и символов духовной пользы. (2) Другие считают, что материал книги потерял значимость и не имеет применения для современности. (3) Есть и те, кто полагает, что такие суровые или банальные законы в этой книге по-иному изображают Бога, чем остальные книги Священного Писания.  

Несмотря на все предубеждения, книга Левит остается христианской. Она включена в Библию Иисуса Христа. В Новом Завете известно более сорока ссылок на книгу Левит. То, что на поверхности кажется безжизненной пустыней, в реальности оказывается золотой жилой для того, у кого хватает терпения копать в глубину. Уильям Хендриксен отметил: «Как церемониальные обряды эти законы уже не действуют. Но лежащие за ними принципы важны сегодня так же, как в той древней диспенсации».  

 

ОПИСАНИЕ КНИГИ ЛЕВИТ

 

Что ожидает обнаружить верующий, открывая книгу Левит? Что это за книга? В этой связи представляются важными четыре вводных замечания. 

1. Книга Левит – это божественная книга. Современные критики утверждают, что материал книги был написан спустя тысячелетие после смерти Моисея, что книга стала результатом работы касты священников в период пленения! Верующий человек не может смириться с таким заявлением. В этой книге Бог обращается напрямую к людям чаще, чем в любой другой. Пятьдесят шесть раз в ней утверждается, что Бог дал эти законы Своему народу через Моисея. Сам Иисус Христос подчеркнул значимость этой книги, когда повелел исцеленному прокаженному принести в храм дар, согласно закону (Мат. 8:4).  Мария повиновалась законам книги Левит, когда соблюдала дни очищения и затем принесла жертвы в храм (Лук. 2:22). 

Учение книги Левит также указывает на ее божественное происхождение. Возвышенное богословие этой книги словно гора Эверест поднимается над всеми примерами языческой литературы второго тысячелетия до н.э.  В ней подчеркиваются фундаментальные богословские темы. Некоторые богословы назвали книгу Левит «книгой Искупления» или «Посланием к Римлянам Ветхого Завета».