Религиозная Организация «Евангельский Христианский Центр Апостола Павла»

Джон Стотт

Роль и место разума в христианской вере

Your mind matters

БЛАГОСЛОВИТЕ РАЗУМ

 

Джон Стотт

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Бездумное христианство
К чему нам разум?
Разум в христианской жизни
Действуя на основании наших знаний
Примечания

 

 

 

К ЧЕМУ НАМ РАЗУМ? 

 

Современный мир во многом управляется идеологиями, которые, если не полностью лживы, то, по крайней мере, чужды Евангелию Иисуса Христа. Мы можем говорить о «завоевании» этого мира для Христа. Но о какого рода «завоевании» мы говорим? Уж, конечно, не о победе силой оружия. Наши христианские крестовые походы никак не связаны с теми позорными крестовыми походами Средних Веков. Послушайте описание битвы, которое дает апостол Павел: «В нашей битве мы сражаемся не обычным оружием, а оружием Божественной мощи – оно сокрушает твердыни. Мы сокрушаем хитросплетения ума и высокомерие, восстающие против познания Бога и берем в плен всякие помышления, покоряя их Христу». Речь идет о битве идей, Божья истина преодолевает ложь человеческую. Верим ли мы в силу истины? 

Вскоре после жестокого подавления Советским Союзом венгерского восстания  в 1956 году, господин Хрущев сослался на пример приведенный царем Николаем Вторым, чьи войска подавили венгерское восстание 1848 года. В свою очередь, во время дебатов по Венгрии на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, сер Лесли Мюнро процитировал Хрущева и завершил свою речь аналогичной цитатой из речи лорда Палмерстона в Палате Представителей 21 Июля 1849 года. Вот что сказал тогда Палмерстон: 

«Мнения сильнее армий. Мнения, если они основаны на истине и справедливости, в конце концов, превзойдут штыки пехоты, огонь артиллерии и атаки кавалерии…»

Перейдем теперь от мирских примеров силы мысли к христианским примерам, доказывающим важность использования разума. Теперь я хочу показать, что все великие доктрины Библии, включая доктрины о сотворении, откровении, искуплении и суде, подразумевают, что у человека есть неотвратимая обязанность думать и действовать на основании своих мыслей и знаний. 

 

 

 

 

СОТВОРЕННЫЙ, ЧТОБЫ ДУМАТЬ

 

Начнем с сотворения. Бог сотворил человека по Своему образу, и одна из самых выдающихся черт божественного подобия – способность человека к размышлениям. Верно то, что все животные имеют разум, у одних он элементарный, у других – довольно развитый. Господин У.С. Антони из Оксфордского Института Экспериментальной Психологии в сентябре 1957 года прочитал лекцию в Британской Ассоциации, в которой он рассказал о некоторых экспериментах с крысами. Перед коробочками с едой и водой он ставил преграды, препятствовавшие им на пути выхода из лабиринта. Он понял, что при столкновении с более сложными лабиринтами, крысы показывали начатки того, что он назвал «примитивным интеллектуальным сомнением»! Вполне возможно. Но если некоторые животные имеют только «сомнения», то человек обладает тем, что Библия называет «разумом». 

Писание подразумевает и подтверждает это с самого первого дня сотворения человека. В Бытие 2 и 3 мы видим, что Бог общается с человеком так, как Он не общается ни с одним из животных. Он ожидает от человека сознательного и разумного сотрудничества, цель которого – обработка земли и управление райским садом, а также основанное на разуме и моральном выборе различение добра (всех разрешений) и зла (единственного запрета). Более того, человек по благословению Божьему, дает имена животным – символ царской власти человека над природой. Наконец, Бог создает женщину такой, что мужчина безошибочно признает ее равной себе парой и, не в силах сдержать свои чувства, читает первую из сочиненных людьми поэму о любви!

Разумная сущность человека с момента его сотворения везде принимается Библией как нечто само собой разумеющееся. Писание все время возвращается к этой аксиоме, утверждая, что уж коль человек отличается от животных, он должен и вести себя по-другому: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный». В результате человек становится объектом осмеяния и обличения всякий раз, когда его поведение становится больше похожим на поведение животного («Тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою»), или же, когда поведение животных оказывается более человечным, чем поведение некоторых людей. Ибо иногда животные и вправду превосходят людей. Так муравьи – прилежнее и разумнее лентяев. Волы и ослы более покорны хозяевам, чем народ Божий. А перелетные птицы лучше знакомы с покаянием, ибо всякий раз улетая, возвращаются обратно, в то время как некоторые вероотступники уходят от Господа навсегда.

 

 

 

 

РАЗУМ В ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

 

Теперь мы подошли к такому моменту, когда стоит задуматься, как нам следует употреблять разум, и соответствуют ли наши поступки ожиданиям Бога. Я не собираюсь призывать вас к приобретению «научного» знания или к «интеллектуальному» росту, но хочу выделить шесть сфер христианской жизни, в каждой из которых мышление играет важнейшую роль. Мы рассмотрим по очереди христианское поклонение, христианскую веру, христианскую святость, христианское водительство, христианское благовестие и христианское служение. 

 

ИСТИННОЕ ПОКЛОНЕНИЕ

 

Начну с истории (которую я уже однажды цитировал в книге «Великий спорщик»), которую в свое время рассказывал американский пастор, известный нам сегодня доктор Руфус М. Джонс. Он верил, что интеллект занимает важное место в христианской проповеди. Однако одна из несогласных с его точкой зрения общин написала жалобу, где говорилось: «Всякий раз на церковном собрании мне хочется отвинтить голову и спрятать ее под стул, ибо на религиозных собраниях мне ни разу не приходилось пользоваться чем-либо, выше верхней пуговицы воротничка!»

Подобного рода бездумное поклонение, определенно предлагалось в Афинах, где Павел нашел алтарь, посвященный «неведомому богу». Но не таково поклонение христиан. Апостол не мог оставить Афины в неведении об истинном Боге. Он взялся рассказать о характере и делах Бога, Которому они в неведении поклонялись. Ибо он знал, что только разумное поклонение приятно Богу, поклонение «в истине», поклонение тех, кому известен Объект поклонения, кто любит Его «всем разумением своим». 

Псалтырь был великой книгой поклонения ветхозаветной церкви, и до сего дня некоторые псалмы поются во время христианского поклонения. А потому поучительно будет узнать из этого источника, каким должно быть истинное поклонение. Поклоняться в соответствии с Псалтырем значит «хвалить имя Господа» или «воздавать Господу славу, соответствующую его имени». Начав разбираться, что подразумевается под Его «именем», мы понимаем, что речь идет о совокупности всех его характеристик и дел. Так в Псалтыре ему поклоняются как Создателю мира и как Искупителю Израиля, и псалмопевцы получают истинное наслаждение, перечисляя длинные списки Божьих дел, связанных с сотворением и искуплением.